Система образования в Швеции

Швеция – одна из тех европейских стран, уровень образования в которых максимально близок к международному идеалу. Шведские образовательные стандарты показывают высокие результаты в межнациональных исследованиях и активно внедряются в других странах.

Школьное образование в Швеции

Самой сильной образовательной отраслью в Королевстве Швеция считается среднее школьное образование. Ядром шведской общеобразовательной системы являются девять классов основной школы, которые обязательны для каждого гражданина Швеции. Этот уровень школьной системы обеспечивается как в государственных, так и в частных заведениях: по данным самой свежей статистики, в государственных школах учится 97 % всего детского населения Швеции, а в частных – только 3 %.

Старшая школа, которая замыкает среднее школьное образование в Швеции, организована в гимназиях. Подростки обучаются в них на протяжении трёх лет. Обучение в старших школах позволяет детям освоить новые предметы, а старые изучить более углублённо, и тем самым готовит юношей и девушек к поступлению в высшие учебные заведения.

Ориентация на поступление в вузы и дальнейшее трудоустройство – главная особенность шведских старших школ. Чтобы ребенок мог легко, осознанно и с интересом выбрать на последних годах школьного обучения будущую профессию или направление для дальнейшего поступления, гимназии предлагают своим ученикам 17 углублённых программ на выбор. Среди них две программы ориентированы строго на поступление в вузы, а остальные, профессиональные, предназначены для овладения рабочими специальностями. Например, в России к такому уровню обучения приравниваются колледжи и техникумы. Тем не менее, если подросток после девятого класса выбрал для себя профессиональное обучение, этот выбор не исключает дальнейшее поступление в университет.

Стоит отметить, что подростку, закончившему гимназию с тройками или четверками, путь в высшее учебное заведение закрыт. В шведских вузах нет вступительных испытаний, и у абитуриентов проверяют лишь баллы изученных дисциплин, выставленные в аттестате. Но количество поступающих в университеты подростков не так мало, как может показаться: примерно треть выпускников шведских гимназий продолжают своё обучение в государственных вузах.

В образовательной структуре Швеции работают только высококвалифицированные кадры, а для успешного трудоустройства в эту сферу обязательным условием является наличие диплома о высшем образовании. Даже воспитатели в детских садах должны иметь хотя бы степень бакалавра.

Дошкольное образование

Система дошкольного образования в Швеции зародилась во второй половине XIX столетия, но лишь в 70-х годах прошлого века ей стали уделять должное внимание. Сегодня любой студент педагогического направления может получить специальность дошкольного педагога в качестве базового курса в своём обучении. Продолжительность курса составляет 3,5 года, он полностью финансируется государством.

Детские сады в Швеции работают круглогодично пять дней в неделю, время их работы, как правило, с 7 утра до 6 вечера. Многие столичные сады, расположенные в Стокгольме, работают до 7 вечера.

В дошкольных учреждениях дети обучаются с одного года до пяти лет. Но мест в шведских детских садах очень мало: по данным статистики, в 2019 году в детские сады Швеции было записано лишь 74 % всех детей в государстве.

Высшее образование в Швеции

Сегодня Швеция представляет собой страну высоких технологий. Шведские власти держат планку финансирования науки и образования на высоком уровне. Так, согласно статистике, каждый год на сферу высшего образования из национального бюджета Швеции выделяется в среднем 4 %. Для сравнения: в России это число никогда не превышало 2 %. При этом все ступени образования в шведских вузах бесплатные, и поступить на их программы могут все способные подростки.

Первая ступень высшего образования в Швеции, бакалавриат, занимает четыре года. При этом существует ускоренная программа получения степени: по истечении трёх лет обучения в университете студент может сдать кандидатский экзамен и получить степень бакалавра. После этого третьекурсник может сразу поступать на программу магистратуры.

Академический год в шведском вузе разделен на два семестра – осенний, который длится с августа по февраль, и весенний, длящийся с января до начала июня. В учебном плане основной упор делается не на лекции, как, например, в России, а на семинары, коллоквиумы, практические занятия и самостоятельную исследовательскую работу. При этом практическую деятельность в шведских вузах стараются сделать максимально похожей на работу в реальной жизни. Система оценивания в шведских вузах представляет собой сдачу зачётов по окончании каждого курса. Один зачёт равен одной неделе занятий, и за два семестра академических занятий студенты сдают ровно 40 зачётов.

Отличительной особенностью высшего образования в Швеции, как и в других европейских государствах, является то, что преподаватели там не несут функцию воспитателя. Шведского студента и его преподавателя связывают, прежде всего, партнерские отношения.

Магистру, которые желает получить научное образование, необходимо сдать кандидатский экзамен и затем четыре года проучиться в аспирантуре. После обучения на этой ступени аспирант пишет диссертацию и при успешной её защите получает научную степень. Аспирантская стипендия в Швеции достаточна большая, чтобы студент мог заниматься наукой, не отвлекаясь на подработку.

Вывод

Швеция считается мировым лидером в сфере компьютерных и информационных технологий. На эту и другие отрасли выделяется весомая часть государственного бюджета, что позволяет шведам готовить высококвалифицированных специалистов, увлечённых своим делом. Шведский студент сегодня – это человек, который уверен в своей текущей финансовой обеспеченности и гарантии на будущее трудоустройство.

Категория: Разное